институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Отчет о проведении Конференции



ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ
IX Всероссийской практической конференции-семинара 
«Государственные и муниципальные закупки  -  2014»
30 - 31 октября 2014 г., Москва
ГК «Измайлово» 


30 - 31 октября 2014 года Институтом государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий под руководством А.А. Храмкина (www.roszakupki.ru) была проведена IX Всероссийская практическая конференция-семинар «Государственные и муниципальные закупки - 2014».

Традиция проведения Институтом госзакупок ежегодных практических конференций по проблемным вопросам осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд берет свое начало с осени 2006 года, когда подводились первые итоги вступления в силу закона о размещении заказов (Закон № 94-ФЗ). С тех пор система государственных и муниципальных закупок претерпевала различные изменения, становившиеся предметом активных споров и обсуждений на ежегодных конференциях Института.

В этом году Конференция была посвящена реформе системы госзакупок и практике применения закона о контрактной системе (Закон № 44‑ФЗ). Мероприятие адресовано широкому кругу специалистов, работающих в этой сфере: представителям заказчиков (органов власти всех уровней, казенных и бюджетных учреждений, иных видов заказчиков), поставщиков, уполномоченных органов, контрольных органов, специализированных организаций, образовательных организаций, научному и экспертному сообществу.

Конференция проводилась при поддержке Федеральной антимонопольной службы. Приветственное обращение руководителя ФАС России И.Ю. Артемьева к участникам Конференции размещено на сайте Института.

Также в Конференции приняли активное участие представители Федерального казначейства, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а также органов и учреждений, уполномоченных на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков субъектов Российской Федерации. В большинстве случаев на данные органы возложены полномочия по регулированию контрактной системы в сфере закупок в соответствующем регионе.

 

На открытии Конференции с приветственным словом к участникам обратились А.А. Храмкин (директор Института госзакупок), С.Е. Прокофьев (заместитель руководителя Федерального казначейства), В.Л. Бахвалов (и.о. начальника Управления финансового контроля государственных закупок Росфиннадзора) и В.В. Степанов (генеральный директор ООО «РТС-тендер»).

С.Е. Прокофьев в своем выступлении остановился на роли Казначейства России как оператора общероссийского официального сайта, а в будущем – оператора единой информационной системы в сфере закупок. Одним из положительных новшеств сайта является взаимодействие Федерального казначейства с Центральным банком Российской Федерации по проверке банковских гарантий, включаемых банками в реестр, который ведется на официальном сайте. В будущем на сайте планируется разработать сквозной контроль за закупочной деятельностью заказчиков, ввести процедуры автоматического санкционирования расходования бюджетных средств, повысить контроль над банковскими гарантиями, выдаваемыми для целей обеспечения обязательств в сфере закупок. С.Е. Прокофьев отметил, что Федеральное казначейство принимает участие в ежегодных конференциях Института госзакупок уже седьмой раз.

В.Л. Бахвалов в своем выступлении подвел первые итоги работы Росфиннадзора в качестве органа по контролю в сфере закупок. В течение 2014 года были отработаны методические подходы к проведению проверок, произведена систематизация основных видов нарушений заказчиков, разработан и утвержден план проверок, проведено 20 плановых и 25 внеплановых проверок в сфере закупок в отношении центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти. На вопрос из зала по определению начальной (максимальной) цены контракта при закупке лекарственных средств В.Л. Бахвалов привел в пример Минздрав России, который всегда рассчитывает цену, выставляемую на аукцион, по наименьшей из зарегистрированных в реестре лекарственных средств цене.

 

Работа Конференции строилась по пяти смысловым блокам, которые определили темы соответствующих пленарных заседаний:

- практика работы Федеральной антимонопольной службы по Закону № 44-ФЗ;

- способы оптимизации закупочной деятельности;

- требования к участникам закупок, преференции и ограничения в сфере закупок;

- оценка и повышение эффективности закупочной деятельности;

- проблемы проведения отдельных видов закупочных процедур.

В течение двух дней на указанных пленарных заседаниях было заслушано 31 выступление.

Первым из них был доклад А.Ю. Цариковского (статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России). Он рассказал об уже принятых поправках в Закон № 44-ФЗ, а также о планируемых до конца текущего года изменениях в контрактной системе. В выступлении было отмечено, что количество согласований единственного поставщика, за которыми заказчики обращаются в ФАС России, значительно возросло: в 2013 году поступило 5593 обращений, а за прошедший период 2014 года – уже 26352.

Среди главных проблем применения контрактной системы ФАС России видит следующее:

- уход от применения положений Закона № 44-ФЗ путем доведения субсидий до ГУПов и МУПов;

- увеличение значимости субъективных критериев при конкурсе;

- расплывчатое указание содержания этих критериев, позволяющее в дальнейшем производить оценку субъективно;

- завышенное установление требований к материальным ресурсам при проведении конкурса с ограниченным участием;

- осуществление закупок в сфере строительства путем проведения конкурса, а не электронного аукциона;

- необходимость отказа от «бумажных» конкурсов и перехода на конкурсы в электронной форме;

- потребность в создании «независимого регистратора», который по желанию пользователей будет в видеорежиме фиксировать их работу на электронных площадках.

О выступлении А.Ю. Цариковского на Конференции можно также прочитать на сайте ФАС России.

Тему контроля продолжил в своем выступлении А.Ю. Лобов (заместитель начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России). Он отметил, что общий объем госзакупок составляет 7-8 трлн. рублей в год, из которых не менее 50% - это закупки в сфере строительства. ФАС России считает необходимым постепенный переход заказчиков на электронные формы закупочных процедур. В Государственную Думу Российской Федерации уже внесен соответствующий законопроект.

Помимо этого ФАС России планирует инициировать поправки в порядок оценки заявок на участие в конкурсе, разработать перечень товаров, работ, услуг, по которым заказчик должен предоставлять преференции субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.

В завершении своего выступления А.Ю. Лобов ответил на вопросы участников Конференции.

 

Следующее пленарное заседание было посвящено способам оптимизации закупочной деятельности заказчиков. Большинство выступавших на данном заседании являются руководителями уполномоченных органов и уполномоченных учреждений субъектов Российской Федерации. Соответственно главными вопросами, которые поднимались в прозвучавших докладах, являлись следующие:

- обобщение практики работы региональных заказчиков по Закону № 44-ФЗ: выявленные практические проблемы и пути их решения;

- способы уменьшения нагрузки на заказчиков и уполномоченные органы (учреждения): централизация определения поставщика (подрядчика, исполнителя), централизация полного цикла закупок, централизация закупок заказчиков путем проведения совместных конкурсов и аукционов.

По этим и другим вопросам оптимизации закупочной деятельности заказчиков в ходе заседания выступили: А.А. Храмкин (директор Института госзакупок, к.э.н.), А.Н. Миронова (и.о. заместителя министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области), А.И. Аушев (начальник отдела государственных закупок Министерства финансов Республики Ингушетия), О.П. Гремякова (заместитель министра – директор департамента по регулированию контрактной системы в сфере закупок министерства финансов Тульской области), А.Ю. Литвинов (директор Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Управление контрактной системы»), М.В. Сыромахо (заместитель генерального директора ООО «РТС-тендер»).

 

После перерыва участники Конференции продолжили работу на пленарном заседании «Требования к участникам закупок, преференции и ограничения в сфере закупок». Были заслушаны доклады по следующим вопросам:

- проверка соответствия участников закупок единым требованиям (Н.А. Абрамова, начальник управления государственного заказа Амурской области);

- порядок применения действующих запретов и ограничений на закупку импортной продукции (Ю.А. Шавылина, заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок);

- предоставление преимуществ организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям УИС (Е.В. Игнатенкова, заместитель Председателя Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок - начальник управления организации закупок);

- практические вопросы предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (О.К. Лисовенко, старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок);

- требования к участникам закупок работ в сфере строительства (П.К. Альбицкий, руководитель тендерного направления компании «Госкапитал»);

- правовая природа реестра недобросовестных поставщиков (Д.А. Чваненко, начальник юридического отдела компании «Русский проект»);

- влияние изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, вступивших в силу с 1 сентября 2014 года (положения о юридических лицах), на осуществление закупок по Закону № 44-ФЗ (И.А. Сургутскова, старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок).

 

Начало второго дня Конференции было посвящено различным аспектам оценки эффективности закупочной деятельности заказчиков и способам ее повышения.

А.А. Федоров (старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок) выступил с рекомендациями по применению предусмотренного Законом № 44-ФЗ инструмента защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков - одностороннего расторжения контракта. В качестве примеров в докладе были приведены ссылки на значительное количество судебных решений об отказе поставщику (подрядчику, исполнителю) в иске к заказчику о признании одностороннего отказа от исполнения контракта  недействительным.

По проблемам ошибочного позиционирования в Законе № 44-ФЗ начальной (максимальной) цены контракта в качестве одного из главных инструментов достижения эффективности закупок, равно как и способа измерения такой эффективности (достигнутую экономию принято считать от стартовой цены закупки) выступил К.В. Кузнецов (генеральный директор Центра эффективных закупок Tendery.ru  (ООО «Тендеры.ру»)). Докладчиком были приведены примеры закупок в США, где заказчики при планировании закупок указывают не конкретную начальную цену закупки, а только ее «ценовую категорию» (диапазон цены, например «25 000 - 100 000 долларов)».

Проблемы применения действующего порядка расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта были рассмотрены следующим докладчиком - Т.Н. Песеговой (ведущий экономист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок).

М.А. Денисенко (заместитель директора Департамента экономики и финансов Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) в своем выступлении охарактеризовала существующие подходы к показателям эффективности в сфере госзаказа.

Отдельные вопросы нормирования в сфере закупок были рассмотрены в докладе С.Г. Хабаева (ведущий научный сотрудник Центра бюджетной политики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт», д.э.н., доцент). ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» по заданию Минфина России участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов в сфере нормирования. В настоящее время принято два постановления Правительства Российской Федерации (от 13 октября 2014 г. № 1047 и от 20 октября 2014 г. № 1084), в ноябре 2014 года ожидается выход еще двух правительственных актов.

Выступление И.А. Сургутсковой (старший юрист Экспертно-консультационного центра Института госзакупок) было посвящено практическим проблемам установления в конкурсной документации порядка оценки заявок по нестоимостным критериям.

В своем докладе А.В. Ермакова (советник директора Института госзакупок, к.ю.н.) подняла серию вопросов, связанных с эффективностью закупок. С одной стороны, были рассмотрены проблемы применения такого критерия оценки заявок при проведении конкурса, как «расходы на эксплуатацию». Не секрет, что в настоящее время все заказчики избегают использования данного критерия. В докладе было показано, каким образом заказчик может достичь цели эффективного осуществления закупки, если будет правильно использовать критерий «расходы на эксплуатацию», и, наоборот, к каким негативным последствиям данный критерий может привести, если заказчик решил применить его в целях манипуляции результатами конкурса. С другой стороны, рассмотрение критерия «расходы на эксплуатацию» не могло не привести к намного более широкой проблеме: отсутствию учета стоимости эксплуатации продукции, закупаемой путем проведения аукциона, при выборе победителя такого аукциона. В качестве пример были приведены модели принтеров, стоимость приобретения которых различается в два раза (4200 рублей и 8400 рублей). Всем очевидно, что в ходе электронного аукциона победит более дешевая модель. Однако стоимость картриджей именно к этой модели принтера значительно превышает стоимость расходных материалов у ее конкурентов. В результате этого заказчик в течение пяти лет эксплуатации принтера стоимостью 4200 рублей против 8400 рублей осуществляет переплату за приобретаемые картриджи в сумме более 65000 рублей (за один принтер)! Т.е. в действительности, при определении победителя и заключении контракта следовало бы учитывать не только стоимость первоначального приобретения, но и стоимость последующей эксплуатации. В отличие от Закона № 44-ФЗ в зарубежной практике закупок, а также в практике закупок частных компаний в России активно используется информация о «совокупной стоимости владения» (TCO - Total Cost of Ownership).  Причем данная стоимость просчитывается и учитывается еще на стадии формирования технического задания (требований к закупаемой продукции). По Закону о контрактной системе это возможно только в отношении отдельных видов закупок (случаи заключения долгосрочных контрактов жизненного цикла).

В докладе А.Н. Евсташенкова (заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок) были рассмотрены проблемы проведения и оформления экспертизы результатов, полученных по контракту, а также проблемы формирования заказчиком отчетности по контракту.

В завершении данного пленарного заседания выступила Ю.А. Шавылина (заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок), которая рассказала о рекомендуемых заказчикам способах решения ключевых проблем, возникающих при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов: порядок расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, возможность учета оптовых региональных надбавок, применение ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта с победителем, необходимость проверки и учета фактической отпускной цены производителя при приемке лекарственных препаратов у поставщика.

 

Последнее пленарное заседание Конференции было посвящено проблемам проведения отдельных видов закупочных процедур, причем центральное место заняли электронные формы определения поставщиков (подрядчиком, исполнителей):

- А.Н. Евсташенков (заместитель руководителя Экспертно-консультационного центра Института госзакупок) на примерах решений центрального аппарата и территориальных подразделений ФАС России рассказал о способах решения проблемных вопросов рассмотрения заявок при проведении электронных аукционов;

- Д.С. Серединцев (заместитель генерального директора ООО «РТС-тендер») показал один из вариантов будущих технологий в сфере электронных закупок: приложение для мобильных телефонов - личный кабинет заказчика для управления электронными закупками;

- П.Н. Корнилов (советник директора Института госзакупок) проанализировал положения внесенного 15 октября 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта, предусматривающего переход заказчиков на электронные конкурсы, электронные запросы котировок и электронные запросы предложений (законопроект № 623906-6).

Также в ходе пленарного заседания «Проблемы проведения отдельных видов закупочных процедур» выступила В.В. Кошелева (руководитель Экспертно-консультационного центра Института госзакупок) с темой, посвященной практике проведения запроса котировок по Закону № 44-ФЗ.

 

Помимо указанных пленарных заседаний на Конференции была проведена специальная сессия для руководителей органов и учреждений, уполномоченных на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В работе сессии приняло участие более 30 представителей уполномоченных органов и уполномоченных учреждений.

 

В ходе Конференции Институтом госзакупок было объявлено о начале работы в России Системы сертификации в сфере закупок (регистрация Росстандарта № РОСС RU.И1247.04 ЖРЭ0 от 01.08.2014). Система предполагает независимую проверку и подтверждение квалификации кадров, качества услуг, документов и систем в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ. Центральным органом по сертификации выступает Институт госзакупок.

Во второй день работы Конференции А.А. Храмкин вручил сертификаты соответствия организациям, успешно прошедшим указанную сертификацию: сертификат соответствия системы закупок Новосибирской области, сертификат соответствия системы закупок Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сертификаты соответствия ряда учебных центров и специализированных организаций в сфере закупок. Узнать подробнее о системе сертификации, об организациях и специалистах, успешно прошедших сертификацию, можно на сайте росзакупки.рф.

 

В завершении каждого из двух дней работы Конференции эксперты Института госзакупок ответили на вопросы участников в формате «круглого стола». Также у участников Конференции была возможность задать индивидуальные вопросы в ходе перерывов между заседаниями.

 

В гостиничном комплексе «Измайлово» в Конференции приняло участие более 250 участников. Кроме этого, видеотрансляция Конференции принималась в одиннадцати городах России: Барнаул (две точки приема), Брянск, Владивосток, Волгоград, Ижевск, Иркутск, Курган, Москва (две точки приема), Самара (две точки приема), Хабаровск и Челябинск. Участники телемостов в режиме реального времени имели возможность задать вопросы экспертам Института госзакупок путем отправки электронных сообщений. Ответы на поступившие вопросы были озвучены в ходе проведения «круглых столов».

 

На сайте Института госзакупок в период с 29 октября по 1 декабря 2014 года размещены для скачивания файлы презентаций (слайды), подготовленные представителями Института для своих выступлений в ходе Конференции.

С текстами докладов всех участников Конференции можно ознакомиться в Сборнике докладов Конференции, который был выпущен издательством «Юриспруденция» ко дню начала Конференции. Сборник включает 47 докладов и распространяется через издательство, а также книжные магазины страны.

 

Помимо сборника докладов, к началу Конференции было выпущено в свет новое печатное издание, подготовленное авторским коллективом Института госзакупок:«Настольная книга госзаказчика» (10-еиздание). Издание является продолжением популярной серии, выпускаемой Институтом с 2006 года, и представляет собой практическую энциклопедию закупок по Закону № 44-ФЗ.

 

Благодарим всех докладчиков и участников Конференции за активную работу и ждем новых встреч с вами на курсах повышения квалификации, семинарах и конференциях Института госзакупок!