институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Отчет о проведении Конференции

ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ
III-ей Всероссийской практической конференции-семинара 
«Государственные и муниципальные закупки — 2008»
(21 - 22 октября 2008 г., Москва, Институт госзакупок РАГС)

Одним из ключевых вопросов теории и практики бюджетного процесса на стадии исполнения принятого федерального, регионального или местного бюджета в Российской Федерации является определение порядка расходования денежных средств. В последнее время в этой сфере стал широко известным и обсуждаемым Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94?ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). 
Практика его почти трехлетнего применения выявила, с одной стороны, отдельные «узкие» места Закона № 94-ФЗ (наличие отдельных неоднозначных положений в Законе № 94-ФЗ), а с другой стороны, неполное понимание и соблюдение требований закона государственными, муниципальными заказчиками, региональными и муниципальными уполномоченными на размещение заказов органами, а также участниками размещения заказов. В совокупности эти причины объясняют существующие острые споры и дискуссии ученых и практиков на тему размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, причем палитра высказываемых мнений включает в себя широкий разброс точек зрения: от неэффективности Закона № 94-ФЗ и необходимости его отмены, до доказательств уже имеющейся огромной отдачи от внедрения закона (как в плане экономии бюджетных средств, так и развития открытости и конкурентности госзакупок).

Причем вне зависимости от оценки обоснованности и правильности той или иной субъективной критической позиции, следует признать, что Закон № 94-ФЗ, несмотря на наличие отдельных недоработок, является прогрессивным системообразующим фактором размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, и справедливо называется первыми лицами государства в числе главных, среди антикоррупционных законодательных актов. 
Все это обуславливает большую теоретическую и практическую значимость различного рода конструктивных обсуждений Закона № 94-ФЗ, встреч разработчиков закона с практиками, а контрольных органов – с государственными и муниципальными заказчиками.

Именно такому формату общения была посвящена состоявшаяся в конце октября 2008 года в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) III-я Всероссийская практическая конференция-семинар «Государственные и муниципальные закупки — 2008». Стало хорошей традицией, собирать в один из осенних месяцев на хорошо известной государственным служащим площадке специалистов по размещению заказов со всей страны. Непосредственными организаторами конференции в очередной раз стали Институт госзакупок РАГС (http://roszakupki.rags.ru) и Международная школа управления «Интенсив» РАГС.
В конференции в городе Москве приняли «очное» участие более двухсот представителей федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных и контрольных органов, специализированных организаций, а также эксперты и ученые в сфере государственных закупок.

Кроме этого, за ходом конференции-семинара могли наблюдать специалисты, проживающие и работающие в различных часовых поясах страны: в города Белгород, Владивосток, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Курган, Самара и Санкт-Петербург была организована трансляция заседаний по каналу Internet в регионы России. Причем с регионами была обеспечена двусторонняя связь: «дистанционные» участники имели возможность не только смотреть все выступления докладчиков в режиме реального времени (или в записи с коррекцией на разницу во времени), но и сразу же присылать по сети Internet возникающие вопросы. Общее число участников телемостов конференции составило более 700 человек.

Заседания и «круглый стол» конференции-семинара вели директор Института госзакупок РАГС, Председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам Андрей Александрович Храмкин и директор Международной школы управления «Интенсив» РАГС, к.э.н., доцент Виктор Васильевич Воронов.
В рамках двухдневного заседания были реализованы задачи обмена опытом различных государственных и муниципальных заказчиков, в том числе, в ходе общения за рамками официального регламента конференции. Прошедшее мероприятие стало трибуной для выступлений ответственных работников контрольных органов, ученых и экспертов по проблемным вопросам применения Закона № 94-ФЗ и смежного с ним законодательства: бюджетного, о защите конкуренции и др.

Как правило, большинство вопросов государственных и муниципальных заказчиков адресовалось контрольным органам, в этой связи было весьма полезным для участников конференции-семинара уделенное организаторами значительное внимание представителям Федеральной антимонопольной службы. Так в первый день слово было предоставлено заместителю начальника Управления контроля государственного заказа Юрию Евгеньевичу Воеводе. 
Второй день заседаний открыл своим выступлением Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Юрьевич Артемьев, который остановился на перспективах развития законодательства о закупках, охарактеризовав подготовленные совместно МЭР России и ФАС России проекты изменений в Закон № 94?ФЗ и Закон «О защите конкуренции» (№ 135-ФЗ).

На закрытии конференции-семинара с обзором типичных нарушений заказчиков, выявленных по результатам проверок, выступил начальник Управления контроля государственного заказа ФАС России Михаил Яковлевич Евраев. 
Следует отметить, что значительную часть своих выступлений все представители ФАС России посвятили ответам на «он-лайн» вопросы участников конференции, как присутствовавших в г. Москве, так и слушавших выступления в регионах по телемостам, что показало большую открытость и готовность ФАС России к прямому диалогу даже по самым критикуемым положениям Закона № 94-ФЗ. Участники, присутствовавшие в зале в г. Москве воспользовались возможностью даже после официального закрытия конференции-семинара подойти и задать свои индивидуальные вопросы, на которые терпеливо отвечал М.Я. Евраев.

О государственном финансовом контроле за использованием средств федерального бюджета при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд рассказал начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации Сергей Георгиевич Антонов.

Директор Института госзакупок РАГС А.А. Храмкин провел анализ полученных по результатам опросных исследований данных о коррупционной устойчивости различных уровней органов государственной и муниципальной власти.

Николай Владимирович Нестерович (Институт макроэкономических исследований МЭР России) подверг обстоятельной критике и поставил под сомнение эффективность почти трехлетнего применения Закона № 94-ФЗ.
Практикой размещения заказов на конференции-семинаре также поделились представители Федерального казначейства (заместитель руководителя, д.э.н., профессор Станислав Евгеньевич Прокофьев), Федерального агентства железнодорожного транспорта (консультант Северо-Западного территориального управления Ольга Александровна Гладышева), города Москвы (начальник Управления аналитики и мониторинга размещения заказа Департамента города Москвы по конкурентной политике Андрей Валерьевич Сергеев), Республики Татарстан (начальник отдела анализа и обеспечения централизованных закупок Управления государственных закупок Айдар Мансурович Абдуллин), муниципального образования г. Орск (заместитель Главы администрации Левинсон Наталья Лазаревна).

Презентацию работы с Электронно-методическим пособием «Аукцион для госнужд» Института госзакупок РАГС (© Институт госзакупок РАГС, Храмкин А.А., 2008), позволяющим в строгом соответствии с Законом № 94-ФЗ автоматизировать и провести процедуру аукциона, показал ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС Павел Николаевич Корнилов. Всем присутствовавшим в Москве участникам конференции-семинара в рамках пакета раздаточных материалов был выдан экземпляр ЭМП «Аукцион для госнужд» на СД-диске и простая (неисключительная) Лицензия на использование указанного авторского программного продукта в своей организации.
Отдельным проблемам реализации законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, бюджетного законодательства и законодательства о защите конкуренции были посвящены выступления экспертов Института госзакупок РАГС (О.М. Воробьева, В.В. Кошелева, А.В. Ермакова, А.Н. Евсташенков, О.К. Лисовенко, П.Н. Корнилов) и независимых экспертов К.А. Перова (ЗАО «Институт конкурсных технологий»), К.В. Кузнецова (ООО «Центр эффективных закупок Tendery.ru»).

К сожалению, регламент проведения конференции не позволял выслушать доклады всех участников, в связи с чем был организован круглый стол, в ходе которого участники могли задать свои вопросы и другим докладчикам, среди которых можно выделить О.А. Емцову (МИД России), Г.А. Лысаковского (Академия управления при Президенте Республики Беларусь), А.А. Строганова (ООО «Центр размещения государственного заказа»), Р.В. Хрущева (Институт госзакупок РАГС), Ж.В. Яковенко (Комитет по государственному заказу Чеченской Республики), О.А. Паршина (ЗАО «Консалтинг и Прокьюремент») и др.

Все доклады конференции-семинара были включены в сборник материалов, вышедший при поддержке Издательского Дома «Юриспруденция» (www.jurisizdat.ru). Следует признать, такой сборник представляет собой практически уникальное в нашей стране издание, в котором обобщена системная проработка проблемных вопросов применения Закона № 94-ФЗ различными авторами.

В целом, надо отметить, формат проведения мероприятия соответствовал его обозначению как конференции-семинара: все его участники (в том числе по телемостам в регионах) в течение двух дней активно пользовались возможностью задавать организаторам и выступавшим свои насущные вопросы по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд. В связи с большим количеством таких вопросов, на конференции было вне плана выделено время экспертам Института госзакупок РАГС А.Н. Евсташенкову и П.Н. Корнилову для ответов на них.

В заключение необходимо отметить, что III-я Всероссийская практическая конференция-семинар «Государственные и муниципальные закупки — 2008» закончилась, но многие ее участники не разъехались по регионам, а остались на следующее совместное мероприятие Института госзакупок РАГС и Международной школы управления «Интенсив» РАГС: двухдневный специализированный семинар для заказчиков и поставщиков «Специфика размещения государственных и муниципальных заказов на строительные и подрядные работы. Практика проведения аукционов».
Следующее такое крупное научно-практическое мероприятие по государственным и муниципальным закупкам как конференция-семинар Института госзакупок РАГС планируется только через год, а вот специализированные семинары по проблемным темам Закона № 94-ФЗ проходят в РАГС достаточно регулярно. Так что желающие повысить уровень своих знаний и решить практические проблемы каждодневной работы по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд приглашаются принять участие в текущих мероприятиях Института госзакупок РАГС.