институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Комментарий старшего юриста Института госзакупок А.А.Федорова о возможных перспективах дальнейшей монополизации фармрынка Фармвестнику
27 апреля 2016 г.


Минздрав России представил проект постановления Правительства РФ, касающийся централизации закупок лекарств для больных ВИЧ,гепатитов В и С, а также антибиотиков и противотуберкулезных препаратов. Однако ни поручение Президента РФ от 8 сентября 2015 г. № Пр-1847, ни разработанный Минздравом проект постановления Правительства РФ пока не предусматривают изменения самих способов централизованных закупок, меняется только круг субъектов, для которых закупаются препараты, и перечень препаратов переориентируется на ЖНВЛП. Следовательно, как Минздрав России раньше закупал на электронных аукционах, так и будет закупать в дальнейшем. 

Если говорить про обсуждаемый в перспективе возможный переход на закупки препаратов для диагностики и лечения ВИЧ, гепатитов В и С у единственного поставщика (Нацимбио), то ключевой вопрос состоит не в самой концепции, а в ее практической реализации. 

Во-первых, пусть даже госкомпания будет покупать по Закону № 223-ФЗ, но продавать государству (Минздраву России) она будет все равно по Закону № 44-ФЗ. Назначая ту или иную организацию в качестве единственного поставщика, Правительство РФ может установить обязательные требования ценообразованию на поставляемые лекарственные препараты (см.например, пункт 2 распоряжения Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 1193-р). 

Во-вторых, большая гибкость Закона № 223-ФЗ позволяет проводить намного более эффективные закупки, нежели по Закону № 44-ФЗ. 

Впрочем следует признать, что монополизация рынка нанесет серьезный удар по многим фарм.дистрибьюторам и вряд ли способствует улучшению бизнес-климата в государстве.