институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Верховный Суд Российской Федерации выпустил обзор судебной практики по Закону № 44-ФЗ
29 июня 2017 г.

Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 г. 

Судом даны разъяснения по целому ряду вопросов, в том числе: 

  • Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. 
  • Объединение в одном лоте технологически и функционально связанных товаров – компьютеров и программного обеспечения - правомерно, оно соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. 
  • При наличии законодательного запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, участник должен представить документ, подтверждающий страну происхождения предлагаемого к поставке товара. 
  • Стороны государственного (муниципального) контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта. 
  • Уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства не противоречит законодательству Российской Федерации. 
  • Непредставление поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения либо несоответствие представленного обеспечения требованиям законодательства о контрактной системе является по общему правилу основанием для признания заключённого контракта ничтожным. 
  • Денежные средства, внесенные исполнителем в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату заказчиком в случае надлежащего исполнения обязательств по контракту или, если это предусмотрено контрактом, по истечении гарантийного срока. 
  • В случае исполнения контракта с просрочкой обеспечительный платёж удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к исполнителю, если иное не предусмотрено контрактом. Сумма денежных средств, превышающая указанный размер, подлежит взысканию с заказчика в качестве неосновательного обогащения.