институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

ВАЖНО! Госдума в 3 чтении приняла изменения в 223-ФЗ

Основные изменения, вносимые в Закон № 223-ФЗ.

1) из закона выведены закупки между взаимозависимыми лицами, а также закупки заказчиков, зарегистрированных за рубежом.
2) учредители вправе утвердить типовые положения для бюджетных учреждений, автономных учреждений, унитарных предприятий и определить перечни тех лиц, которые должны их воспринять.
3) "дочки" и "внучки" вправе присоединяться к положению о закупках материнской компании.
4) закупки у субъектов малого и среднего бизнеса (далее - СМСП) обязательно проводятся в электронной форме и только на 6 площадках отобранных для 44-ФЗ (Правительство может исключить кого-то из них для применения в законе 223-ФЗ), однако деньги в обеспечение заявок вносятся не на счет на площадке, а на счет в банке. Договор с СМСП про итогам закупки не бумажный, а только электронный через площадку.
5) Все остальные закупки должны проводиться в электронной форме, если иное сказано в положении.
6) Способы закупки (ВСЕ торги!)
- конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс),
- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион),
- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок),
- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
иные способы могут быть предусмотрены положением о закупке.
7) из понятия "участники закупки" убрали "которые соответствуют требованиям", то есть теперь кто не соответствует требованиям - тоже "участник закупки".
8) товарные знаки, иготовителей в документациях надо сопровождать словами "или эквивалент", но есть исключения.
9) Корпорация МСП вправе в судебном порядке и в ФАС России обжаловать действия заказчиков. Такое же право есть и у региональных органов, которые занимаются мониторингом.
10) Изменены нормы об обжаловании закупок, круг оснований расширен, однако ФАС России теперь не вправе выйти за пределы доводов жалобы, а кроме того, обжаловать действия/бездействия, которые совершены после вскрытия заявок, могут только те, кто подавал заявки.
11) Закупку можно отменить только до окончания приема заявок, потом только в случае форс-мажора по основаниям ГК РФ.
12) Для конкурентных закупок обязательно создавать комиссию.
13) Заключение договора должно приходиться на 2-ую десятку дней после размещения в ЕИС итогового протокола.
14) Конкурсы и аукционы публикуются за 15 дней, ЗК - за 5 раб.дней, ЗП - за 7 раб.дней. Если закупка только для СМСП в эл.форме - другие сроки (все сроки короче).
15) При НМЦ до 5 млн нельзя требовать обеспечение заявок. Выше - можно, но не больше 5%.
16) Возможно несколько победителей в 1 закупке.
17) При закупках у единственного источника публиковать извещение необязательно, но можно, если в положении так сказано.
18) НМЦ указывается так (три варианта):
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота),
- либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора,
- либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
19) в ЕИС можно не размещать информацию о закупках, связанных с приобретением прав на недвижимость.
20) заказчики вправе создавать корпоративные информационные системы, которые могут "сшиваться" с ЕИС.

 Положения о закупках надо поправить до 1 января 2019 года, закон по большей части вступает в силу с 1 июля 2018.