Институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Опубликован обзор судебной практики Верховного Суда РФ по вопросам применения Закона № 223-ФЗ
17 мая 2018 г.

Президиум Верховного Суда РФ (далее - ВС РФ) утвердил обзор, в котором проанализирована судебная практика арбитражных судов и поступившие от судов вопросы, связанные с применением положений Закона № 223-ФЗ и возникающие у заказчиков, в том числе, при установлении требований к участникам закупок, при заключении и исполнении договоров. На основе проанализированной судебной практики выработаны позиции по следующим вопросам.

1. Информационное обеспечение закупки и установление измеряемых требований к участникам закупки. По данному вопросу наиболее интересными представляются следующие выводы ВС РФ: 

  • при закупке строительных работ объекта капитального строительства (включая реконструкцию и капитальный ремонт) проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке в полном объеме; 
  • заказчику достаточно при описании объекта закупки указать в документации о закупке только ссылку на ГОСТ, ТУ, санитарные нормы и правила, не переписывая их содержание. 

2. Реализация принципов осуществления закупочной деятельности. По данному вопросу наиболее интересными представляются следующие выводы ВС РФ: 

  • -установление требования о запрете субподряда не рассматривается как ограничение круга участников закупки; 
  • -для целей экономической эффективности закупка у единственного поставщика признается целесообразной и не противоречащей Закону № 223-ФЗ в случаях, если продукция обращается на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурентных процедур нецелесообразно, например, вследствие ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, либо закупка у единственного поставщика осуществляется по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры;
  • -допускается включать в документацию о закупке указание на товарный знак или требования к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе, только в случаях, когда у заказчика есть рациональное экономическое обоснование таких действий; 
  • -если на участие в закупке заявка подана группой лиц, то требованиям, установленным в документации о такой закупке, должна соответствовать группа лиц, а не отдельные лица, входящие в ее состав. 

3. Заключение и изменение договора. По данному вопросу наиболее важным представляется вывод ВС РФ о том, что изменение договора в процессе его исполнения, выразившееся в многократном увеличении цены договора, признается действием, направленным на нивелирование условий проведенной закупки, не соответствующим принципам осуществления закупок и нарушающим п. 8 ст. 448 ГК РФ. 

4. Контроль при осуществлении закупок. По данному вопросу наиболее интересным представляется вывод ВС РФ о том, что несоразмерность мер, установленных контрольным органом в предписании для заказчика, может служить основанием для признания такого предписания незаконным и недействительным. 

5. Иные вопросы. По данному пункту обзора наиболее важным представляется вывод ВС РФ о том, что в случае противоречия между содержанием положения о закупке и документации о закупке необходимо руководствоваться положением о закупке.