Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Внесены изменения в Закон № 44-ФЗ в части правил контроля и обжалования закупок
4 Апреля 2019 г.

Федеральным законом № 50-ФЗ от 1 апреля 2019 г. (далее – Закон № 50-ФЗ) в Закон № 44-ФЗ внесены следующие изменения и дополнения, регламентирующие правила осуществления контроля и обжалования закупок: 

1. Положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг, аудит и контроль, распространены на организации, перечисленные в ч. 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, при предоставлении им бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. 

2. Органам контроля, указанным в ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ, запретили проводить централизованные закупки. 3. Определено, что порядок контроля по Закону № 44-ФЗ должен быть разработан Правительством РФ и должен включаться в себя следующие положения:

  • порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, а также порядок оформления результатов проверок. При этом обязательно должна быть учтена степень риска – вероятность того, что заказчик не соблюдает требования контрактной системы;
  • критерии отнесения заказчиков к определенной категории риска;
  • порядок, срок направления и исполнения предписания контрольного органа;
  • перечень должностных лиц, которые вправе проводить проверки, их права, обязанности и ответственность;
  • порядок действия контрольного органа (его должностного лица) при неисполнении предписания заказчиком или поступлении информации о совершении заказчиком правонарушения;
  • порядок использования ЕИС во время проведения контрольных мероприятий.

4. Контрольным органам субъектов РФ дали право исполнять функции муниципального контроля в сфере закупок на основании заключенного соглашения о передаче полномочий. 

5. Контрольным органам дали право при проведении проверки проверять обоснование НМЦК и цены контрактов с единственным поставщиком, которых нет в плане-графике. 

6. Закреплено, что основаниями для проведения внеплановой проверки могут быть: 

  • сообщения юридического и физического лица либо общественного объединения или объединения юридических лиц, которые осуществляют контроль, о нарушении контрактной системы; 
  • признаки нарушения контрактной системы, которые обнаружил контрольный орган; 
  • сообщения в СМИ. 

7. Определено, что порядок оценки эффективности деятельности органов контроля по Закону № 44-ФЗ разработает Правительство РФ. 

8. Из установленного в ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ перечня лиц, которые вправе подавать жалобу, исключены общественные объединения, а также объединения юридических лиц. 

9. Жалоба участника, включенного в реестр недобросовестных поставщиков, будет возвращена ему без рассмотрения, в случае обжалования им закупки, в которой был установлен запрет на участие лиц, сведения о которых содержатся в таком реестре. Изменения вступят в силу с 1 июля 2019 г.