институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Приняты масштабные правки в законодательство о закупках (Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ)
5 мая 2019 г.

1 мая 2019 года в Закон № 44-ФЗ внесено несколько блоков существенных изменений, вступающих в силу в различное время (федеральные законы №№ 69-ФЗ, 70-ФЗ и 71-ФЗ).

В связи с изменениями в Законе № 44-ФЗ внесены также некоторые изменения в Закон № 223-ФЗ (федеральный закон № 70-ФЗ).

На сайте Института размещены «цветные редакции» Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ с выделенными изменениями, внесенными законами №№ 69-ФЗ, 70-ФЗ и 71-ФЗ.

1. Федеральным законом № 69-ФЗ от 1 мая 2019 г. внесены вступившие в силу 1 мая 2019 г. поправки в статьи 56 и 56.1 Закона № 44-ФЗ, регламентирующие правила закупки услуг по организации отдыха и оздоровления детей. Количество способов, которые заказчики могут использовать для осуществления закупки указанных услуг, сократили: с 1 мая заказчики вправе осуществлять закупку услуг по организации отдыха и оздоровления детей конкурсом с ограниченным участием с установлением дополнительных требований к участникам таких закупок. Изменениями также предусмотрено, что заказчики, с учетом установленных Законом № 44-ФЗ суммовых ограничений, вправе провести запрос котировок или осуществить закупку у единственного исполнителя, при этом дополнительные требования к участникам таких закупок не предъявляются.

2. Федеральным законом № 70-ФЗ от 1 мая 2019 г. (далее – Закон № 70-ФЗ) внесены следующие изменения в Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ в части совершенствования отдельных положений в сфере культуры:

  • средства, полученные в качестве пожертвования и по завещанию, бюджетные учреждения и унитарные предприятия могут расходовать по Закону № 223-ФЗ (в этой части также вносятся изменения в статьи 1 и 8 Закона № 223-ФЗ);
  • при закупках работ по сохранению объектов культурного наследия, закрытых закупках услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных коллекции и предметов в контрактах может быть установлен запрет на субподряд; 
  • увеличен ценовой порог при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – ед. поставщик) по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 тыс. руб., а также расширен круг заказчиков, которые вправе использовать данное основание при закупках;  
  • определенным заказчикам разрешена закупка музыкальных инструментов у ед. поставщика.

Указанные поправки вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Закона № 70-ФЗ – 31 июля 2019 г.

3. Федеральным законом № 71-ФЗ от 1 мая 2019 г. (далее – Закон № 71-ФЗ) внесен наиболее объемный пакет поправок в Закон № 44-ФЗ. Статьей 2 Закона № 71-ФЗ предусмотрены различные сроки вступления в силу его положений.

1) С 12 мая текущего года вступают в силу следующие изменения:

  • отменена обязанность устанавливать в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы;
  • отменена обязанность составлять отчеты об исполнении контракта, этапа контракта;
  • предусмотрено, что типовые контракты могут разрабатываться Минфином России;
  • срок рассмотрения контрольными органами документов при внесении участников в реестр недобросовестных поставщиков сокращен с 10 до 5 рабочих дней;
  • срок для подачи жалобы также сокращен с 10 до 5 дней; 
  • запрещено при рассмотрении жалобы требовать предоставления необходимых для рассмотрения жалобы документов, если они размещены в ЕИС; 
  • срок начала работы ГИС «Независимый регистратор» перенесен на 1 января 2020 г. 

2) Основная и самая существенная часть изменений вступает в силу с 1 июля 2019 г., среди которых можно отметить следующие:

  • изменен срок «выжидания» от внесения изменений в план-график до размещения извещения о закупке: с 1 июля текущего года внесение изменений по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в ЕИС (либо до дня заключения контракта при закупке у ед. поставщика);
  • введена возможность закупать любую продукцию по цене за единицу товара, работы, услуги при неопределённом объеме. При этом в соответствии со ст. 8 Закона № 71-ФЗ до 1 октября 2019 г. заказчики не смогут закупать лекарства по цене за единицу;
  • увеличен ценовой порог для проведения «короткого» электронного аукциона: 300 млн руб. для любых закупок, 2 млрд руб. - для закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (далее – строительные работы);
  • установлено, что при закупке строительных работ документация должна содержать утвержденную проектную документацию, за исключением случая, если подготовка проектной документации не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование;
  • в случае наличия в документации о закупке строительных работ проектной документации в первой части заявки участник дает только свое согласие на выполнение работ на условиях такой документации, и процедура электронного аукциона в таком случае проводится сразу через 4 часа после окончания срока подачи заявок;
  • если установлены дополнительные требования к участникам (ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31), то подача заявок осуществляется только участниками, включенными оператором электронной площадки в реестр аккредитованных участников (проверку квалификации осуществляет оператор электронной площадки);
  • срок рассмотрения первых частей заявок в «длинных» аукционах сокращен с 7 до 3 рабочих дней, при «коротком» аукционе – 1 рабочий день;
  • при проведении закупки путем запроса предложений (в том числе в электронной форме) в случае, если закупка признана несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок, заказчикам разрешили заключить контракт с ед. поставщиком по согласованию с контрольным органом;
  • увеличен ценовой порог при закупках у ед. поставщика по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: по п. 4 – до 300 тыс руб., по п. 28 – до 1 млн руб.;
  • при расторжении контракта с победителем у заказчиков появилась возможность заключить контракт со вторым «номером» (при условии его согласия) без повторного проведения такой закупки;
  • допускается изменение любых существенных условий контракта с ед. поставщиком (п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93: «монополисты», коммунальные услуги, аренда, лечение за границей и др.);
  • допускаются изменения объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии изменения цены не более чем на 10 %, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика;
  • СМП и СОНКО освобождаются от обеспечения исполнения контракта при положительном опыте исполнения контрактов за последние 3 года с суммарной стоимостью не менее НМЦК заключаемого контракта, информация об этом предоставляется участником из реестра контрактов.

3) Изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Закона № 71-ФЗ – с 31 июля 2019 г.:

  • отменяют обязанность заказчика при закупке у ед. поставщика по любым основаниям составлять и размещать в ЕИС извещение и отчет;
  • требование включать в контракт обоснование цены  предусмотрено при закупках у ед. поставщика только по основаниям п.п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • отменяют обязательность проведения «внешней» экспертизы при приемке продукции при осуществлении закупки у ед. поставщика по любым основаниям. 

4) С 1 октября 2019 г. отменяют планы закупок.

5) С 1 апреля 2020 г. будут изменены положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие осуществление контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.