Институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Корпоративные закупки: работа над ошибками в применении Закона № 223-ФЗ на практике
28 октября 2020 г.

В Москве и в формате онлайн проходит второй, завершающий день VIII Всероссийской практической конференции-семинара «Корпоративные закупки – 2020: практика применения Федерального закона № 223-ФЗ»

Перед участниками выступил начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов, который озвучил системные проблемы Закона № 223-ФЗ. Главная из них, по мнению контрольного органа – это недостаточная урегулированность закупочных процедур. Однако в ближайшее время глобальных изменений в закон не ожидается, отметил Артем Юрьевич: создан экспертный совет по реформированию закона о корпоративных закупках, результатом работы которого станет проект таких изменений. 

Среди предложений ФАС России:

  • ограничение круга электронных площадок,
  • единый перечень банков для выдачи банковских гарантий по Законам №№ 44-ФЗ и 223-ФЗ и определение требований к самим банковским гарантиям,
  • установление закрытого списка требований к участникам закупок (по аналогии с Законом № 44-ФЗ, но с возможностью учета отраслевой специфики) и к составу заявок, 
  • введение реестра деловой репутации предпринимателей. 

Часть выступления, посвященная текущему контролю ФАС России за соблюдением требований Закона № 223-ФЗ, вызвала оживленную дискуссию. Как и в предыдущие годы, Артем Юрьевич подробно и профессионально отвечает на многочисленные вопросы. 

Среди типовых нарушений законодательства были отмечены: 

  • нарушения содержания информации в документациях (в т.ч. неразмещение проектной документации в полном объеме) и в протоколах, 
  • размещение извещений, документаций и протоколов, а также заключение договоров с нарушением сроков,
  • изменение предмета закупки и существенных условий проекта договора через разъяснение документации,
  • установление срока отмены закупки в срок, превышающий срок, установленный в законе, а также нарушение таких сроков,
  • включение в акты заказчика права не заключать договор с единственным участником конкурентной закупки,
  • ограничение списка банков, банковские гарантии которых принимаются заказчиком (например, всего десять банков),
  • неправомерные и неэффективные требования к участникам закупок, в т.ч. наличие у них материально-технической базы,
  • установление субъективного содержания критерия оценки заявок «качество» и несоответствие пропорции значимости между критериями «квалификация» – «цена»,
  • завышенные требования к составу заявки. 

Артем Юрьевич, который и сам принимал участие в конференции по видеоконференцсвязи, назвал дистанционное рассмотрение жалоб по закону – приоритетом контрольного органа. Очное рассмотрение возможно только в обоснованных случаях по ходатайству сторон. 

Следующий эксперт – начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев. Он донес до слушателей информацию об имеющихся механизмах борьбы с недобросовестными участниками закупочных процедур. Андрей Петрович рассказал о том, как контрольный орган применяет в закупках понятия «картель» и «неконкурентные соглашения». Эта информация из первых уст также вызвала вопросы, получить оперативные и подробные ответы на которые имеют возможность участники конференции. 

В целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции ежегодная конференция Института госзакупок в этот раз проводится одновременно очно в Москве и в онлайн-форме, с возможностью участников и докладчиков выбирать комфортный для себя формат участия.