Институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Внесены изменения в четыре акта в сфере закупок по Законам №№ 44-ФЗ и 223-ФЗ
27 сентября 2024 г.

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2024 г. № 1285 внесены поправки в отдельные акты по вопросам осуществления государственных и корпоративных закупок товаров, работ, услуг.


С 1 октября 2024 г. «заработают» следующие изменения:

1) В утвержденном постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 порядке оценки заявок:

– при использовании показателя «опыт выполнения работ…» (пункт 28 порядка): заказчик может установить требование о принятии к оценке исключительно контрактов и договоров, заключенных и исполненных в соответствии с Законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ (изменения в пп. «в»), и вместо представления графических копий таких документов участники смогут представлять номера реестровых записей из соответствующих реестров (новый пп. «ж»);

– при осуществлении строительной закупки «под ключ», при которой требуется выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заказчики вправе установить требование о принятии к оценке только договоров, предусматривающих выполнение работ, требующих выдачи такого разрешения (пункт 31 дополнен новым пп. «е»).

2) В утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 требованиях к независимым гарантиям, используемым для целей Закона № 44-ФЗ: уточнено, что при проведении совместных закупок бенефициаром будут указывать организатора совместной закупки; закреплена ответственность гаранта и заказчика за неполноту и недостоверность сформированной информации, подлежащей включению в реестр гарантий; определено, что датой вступления в силу независимой гарантии будет считаться день заключения контракта, в обеспечение которого она выдана.

3) В утвержденной постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 № 1397 для применения в закупках по Закону № 223-ФЗ типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов МСП и исполнения договора, заключаемого по результату такой закупки, уточнено, что такая гарантия вступает в силу со дня заключения договора.


С 4 октября 2024 г. вступит в силу значительный блок изменений в регламентирующее установление дополнительных требований к участникам закупки постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, среди которых отметим следующие:

– соответствующие позиции, предусматривающие доптребования, применяются вне зависимости от сферы осуществления деятельности заказчика;

– введены доптребования к участникам закупок на оказание услуг по стирке, чистке (в т.ч. химической) текстильных изделий при НМЦК более 500 тыс. руб., а также закреплен перечень подтверждающих документов (новая позиция 36.1);

– для участников закупки услуг общепита или поставки пищевых продуктов (позиция 33) расширен перечень доптребований и, соответственно, подтверждающих их документов: у них не должно быть непогашенной или неснятой судимости за нарушения санитарно-эпидемиологических правил (подтверждается справкой), а также факта привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (подтверждается декларацией);

– определено, что если по ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в закупке установлена стоимостная предквалификация, то по п. 4 ПП РФ № 2571 опыт можно подтвердить исполненным контрактом, заключенным по результатам совместной закупки;

– если заключается контракт «под ключ»: проектирование + капремонт, то на объекты капстроительства применяется позиция 10, на автодороги – позиция 17, линейный объект (за искл. дороги) – позиция 11;

– участники закупок строительных работ по общему правилу должны предоставлять разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, кроме случая, когда объектом закупки являются работы, не требующие выдачи такого разрешения. Сейчас такое разрешение не предоставляется в случае, если его выдача не предусмотрена ГрК РФ для работ из подтверждающего договора;

– подтвердить опыт выполнения работ, не требующих выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, можно только договорами и контрактами, заключенными в рамках Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ (по определенным пунктам позиций 1 - 2, 7 - 15, 17 - 18, 32 - 36.1, 37, 39 – 41);

– закреплено, что понятие «договор строительного подряда» используется в предусмотренном ч. 2 ст. 52 ГрК РФ значении.