институт госзакупок Институт государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий

Отчет о проведении Конференции


  
IV ежегодная Всероссийская практическая конференция-семинар
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ - 2009»
(27-28 октября 2009 года, Институт госзакупок РАГС, Москва)

     Система государственных и муниципальных закупок является важнейшим элементом государственного финансового хозяйства и одним из выгодных направлений осуществления предпринимательской деятельности. Основным документом, регламентирующим проведение процедур размещения заказа, является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Закон № 94-ФЗ). Практика его применения выявила отдельные неоднозначные положения, а также неполное понимание и соблюдение требований закона государственными, муниципальными заказчиками, уполномоченными органами, а также участниками размещения заказов. В совокупности эти причины объясняют существующие на сегодняшний день острые споры и дискуссии ученых и практиков на тему размещения заказов.
     С целью обмена практическим опытом и  существующими наработками, обсуждения специалистами по закупкам изменений законодательства и формирование предложений по дальнейшему его совершенствованию Институтом госзакупок РАГС 27-28 октября 2009 года проведена IV Всероссийская практическая конференция-семинар «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ - 2009». Такое крупное научно-практическое мероприятие организуется Институтом госзакупок РАГС ежегодно. Результаты предыдущих трех конференций показали, что из локального мероприятия Института госзакупок РАГС Всероссийская практическая конференция-семинар превратилась в общенациональный форум специалистов по государственным и муниципальным закупкам, оказывающий реальное влияние как на формирование практики размещения заказов, так и на методологию и законодательство в этой области. В этот раз в конференции приняли непосредственное участие более 160 представителей федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных заказчиков, уполномоченных и контрольных органов, специализированных организаций, а также эксперты и ученые в сфере государственных закупок. За ходом конференции-семинара также наблюдали в режиме реального времени специалисты, проживающие и работающие в различных регионах страны. В городах Владивосток (две точки приема), Екатеринбург, Иркутск, Краснодар, Санкт-Петербург, Самара, Ставрополь, Фурманов, Хабаровск, Челябинск была организована прямая трансляция заседаний по каналу Internet. Общее число участников телемостов конференции превысило 1000 человек.
     Программа конференции включала более 40 докладов различной тематики, связанных с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд. Основными темами конференции стали последние изменения в законодательстве о размещении заказов и о защите конкуренции, перспективы его развития и практические аспекты правоприменения.
     С докладами выступили представители контрольных ведомств - Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Ю. Цариковский, Заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Н.А. Малаков, Начальник инспекции Счетной палаты РФ С.Г. Антонов, начальник Управления контроля государственного заказа ФАС России М.Я. Евраев. Им, со стороны участников конференции, было адресовано большинство из задаваемых вопросов. В связи с этим весьма полезным оказалось уделенное организаторами значительное внимание представителям Федеральной антимонопольной службы. В первый день конференции слово было предоставлено начальнику Управления контроля государственного заказа ФАС России М.Я. Евраеву. В своем выступлении он отметил перспективы развития открытых аукционов в электронной форме, важность принятого в сентябре 2009 года Правительством Российской Федерации нового порядка оценки заявок на участие в конкурсе (Постановление Правительства от 10.09.2009 № 722). В докладе также было уделено внимание изменениям, внесенным 23 августа 2009 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, и планам ФАС России о проведении по итогам 2009 года плановой проверки соблюдения заказчиками положений ст.15 Закона № 94-ФЗ, предусматривающим обязанность размещения заказов у субъектов малого предпринимательства. Второй день заседаний был открыт Заместителем руководителя ФАС России А.Ю. Цариковским, который остановился на перспективах развития законодательства о закупках, охарактеризовав при этом встречающиеся в правоприменительной практике неоднозначные и сложные аспекты размещения государственных и муниципальных заказов.
     В пленарных заседаниях, которые вел директор Института госзакупок РАГС, к.э.н. А.А. Храмкин, также приняли участие заместитель Министра экономики Московской области Л.В. Никифорова, начальник управления государственных закупок Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Г.А. Лопаткин, заместитель председателя Комитета государственного заказа Тульской области О.П. Гремякова, директор ГУ ИМЭИ при Минэкономразвития России В.И. Смирнов, заместитель начальника отдела ведения федеральных реестров Операционного управления Федерального казначейства М.А. Горбунцов и другие. Последние пять минут каждого выступления и круглый стол в завершении конференции были отведены для ответов на вопросы участников и проходили в активной дискуссии.
     Ряд докладов были подготовлены экспертами Института госзакупок РАГС - О.М. Воробьевой, А.Н. Евсташенковым, П.Н. Корниловым, В.В. Кошелевой, Ю.А. Шавылиной. В своих выступлениях ими были затронуты такие прикладные темы, как:
     - Проведение открытых аукционов в электронной форме в свете последних изменений законодательства;
     - Торги на сдачу в аренду помещений: требования законодательства о защите конкуренции;
     - Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства: существующие проблемы и пути их решения;
     - Особенности размещения заказов в строительной сфере: саморегулирование вместо лицензирования;
     - Правовой статус и проблемы привлечения специализированных организаций при размещении государственных и муниципальных заказов;
     - Сложные вопросы применения Федерального закона № 94-ФЗ, типичные ошибки: сравнение позиций ФАС, Минэкономразвития России и арбитражных судов,
     а также ряд других тем. Все доклады конференции-семинара включены в сборник материалов, вышедший в виде книги тиражом 1000 экз. (ИД «Юриспруденция»).
     IV-я Всероссийская практическая конференция-семинар «Государственные и муниципальные закупки - 2009» завершилась. Необходимо отметить, что формат проведенного мероприятия соответствовал его обозначению: все его участники (в том числе по телемостам в регионах) в течение двух дней имели уникальную возможность встретиться с разработчиками Закона № 94-ФЗ, представителями контрольных органов, ведущими экспертами в области государственного и муниципального заказа, задать им непосредственно интересующие вопросы, обсудить проблемы размещения государственного и муниципального заказа. Проведение V-ой Всероссийской практической конференции-семинара запланировано Институтом госзакупок РАГС на следующих год. Вместе с тем,  специализированные одно- и двухдневные семинары по проблемным темам Закона № 94-ФЗ проходят в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации достаточно регулярно. Так что желающие повысить уровень своих знаний и решить практические проблемы каждодневной работы по размещению заказов для государственных и муниципальных нужд приглашаются принять участие в текущих мероприятиях Института госзакупок РАГС.